Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью системы образования.
Цель – создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
-создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся;
-оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии;
-повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Формы работы:
психолого-педагогическая диагностика,
развивающие занятия,
родительские собрания,
тренинги, консультации.
Работа строится с ориентировкой на три целевые группы учащихся: начальная школа, основная школа, старшая школа.
Задачи психолого-педагогического сопровождения младших школьников: помочь в адаптации первоклассников; формировать мотивы учения, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы; развивать продуктивные приемы и навыки учебной работы, «умение учиться»; раскрывать индивидуальные особенности и способности; навыки социальной активности и социального взаимодействия.
Задача психологического сопровождения в основной школе состоит в том, чтобы помочь школьнику в выработке эффективных, конструктивных способов преодоления трудностей, что необходимо для полноценного перехода к «взрослости».
Задачи по сопровождению учеников старших классов: помощь учащимся в профессиональном самоопределении, в подготовке к выпускным экзаменам, в обретении личностной идентичности.
Основные направления деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения:
-диагностическое: информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса;
-коррекционно-развивающее: обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений;
-консультативное направление: оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом состоянии; обучение подростков навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, оказание психологической поддержки и помощи школьникам, находящимся в проблемном состоянии;
-просветительское направление: создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития, для педагогов –получение профессионально и личностно значимых для них знаний, позволяющих организовать эффективный процесс обучения, для привлечения семьи к решению школьных проблем учащихся.
В образовательной организации создан психолого -педагогические консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка в процессе обучения.
В состав ППк входят учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, члены администрации, учителя-предметники, медицинский работник.
Задачи ППк:
-выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- выявление резервных возможностей развития;
-определение направлений, прогнозирования результатов коррекционно-развивающей помощи в рамках имеющихся в учреждении возможностей;
- организация психолого -педагогического сопровождения;
-ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его развития, уровень освоения адаптированной образовательной программы.
Схема сопровождения
Психолого-педагогическая служба сопровождения
- сопровождение образовательного процесса
- организация и проведение коррекционно-развивающих занятий
- организация специальных образовательных условий
Психолого -педагогический консилиум
- анализ сведений о ребенке
- проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем ребенка
- разработка индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ребенка с ОВЗ, выбор образовательного маршрута (ИОМ)
- контроль за эффективностью реализации адаптированных образовательных программ, определении трудностей в обучении детей с ОВЗ, определение направление консультативной деятельности